Лента обновлений

Методика воспитания и раннего развития Никитиных

Никитин Сегодня современным родителям методика воспитания Никитиных, появившаяся в 60-70-е годы совсем не кажется новаторской. Можно сказать, что Никитины - педагоги-новаторы в своей семье, положили основу раннему развитию детей. Не теряют своей актуальности принципы и методы этих педагогов и в современной педагогике.

Методы и принципы воспитания семьи Никитиных:



  • - Ранее прикладывание к груди и длительное грудное вскармливание ребенка. Кормление малыша по требованию «без часов и промежутков».

  • - Большая свобода передвижений ребенка (без манежей и ходунков) по всему дому.

  • - Раннее физическое развитие. Раннее ползание, плавание, хождение и гимнастика.

  • - Закаливание с рождения. Прохладная температура в комнате, сон при открытых форточках и на прохладной веранде. Отказ от излишнего укутывания и закармливания ребенка. Ходьба босиком по снегу и обливания.

  • - Ранее изучение букв и цифр. Подготовка развивающей среды для малыша – в доме были книги, карты, спортивные снаряды, кубики и конструкторы, мастерская и разнообразные развивающие самодельные игры.

  • - Свобода выбора детьми занятий и их последовательности.

  • - Активное участие родителей в жизни детей и наоборот – детей в жизни взрослых. Ненавязчивое обучение и воспитание.

  • Доброжелательная атмосфера в семье.


Трудности и взаимопонимание


игры никитина
Несмотря на то, что нам сейчас эта методика кажется вполне естественным, много трудностей пришлось преодолеть Лене Алексеевне и Борису Павловичу Никитиным, а также их детям. Эти люди вовсе не ставили эксперимент и не проводили опыты, они просто старались жить так, чтобы им и их детям было комфортно, чтобы все были здоровы и полны творчества и желания жить.

Никитины не провозглашали лозунгов и не заставляли других следовать за ними. Однако невозможно угодить всем и каждому, и находились как сторонники, так и противники «никитинщины». А дом семьи был открыт для всех посетителей. Новаторская семья оказалась «под прицелом» соседей, СМИ, ученых, методистов, педагогов и даже родных бабушек.

Противники такого подхода в воспитании могут говорить о слабой организованности, отсутствии режимности, малой социализации и многом другом. Но дорога не может быть всегда идеально гладкой, а семьи одинаковыми. Нужно здраво рассуждать и лояльно подходить к решению вопросов воспитания и развития ребенка.

Столкнулись противоположные взгляды на воспитание детей и в самой семье Никитиных – традиционная система воспитания бабушек против новаторства родителей. Это непримиримое противоборство сегодня есть во многих семьях. Поставим себя на место ребенка в этой ситуации. Чью сторону он должен принять?

Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?


В "Московском комсомольце" №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?

«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки….»


Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?

Развивающие игры Никитиных


Уникуб

Это «долгоиграющие» игрушки. У них нет возрастного ценза. Такими играми может быть увлечен и полуторагодовалый малыш и взрослый преклонного возраста. Но самое главное - эти игрушки созданы для развития творческого потенциала, тренировки ума, для общения и взаимодействия ребенка и родителя.

Самыми распространенными и узнаваемыми являются игры: «Уникуб», «Сложи узор», «Кирпичики». А также меньше известные, но не менее интересные «Узелки», «Термометр», «Часы».

Никитинская педагогика и современное общество



И, несмотря на все положительное в методике, как в те годы, так и сегодня Никитинская педагогика пока не соответствует взглядам и целям общества. Система строит свои иллюзорные планы и методики, внедряет их в сады и школы. Общество требует закостенелых стандартно рожденных и однообразно обученных роботолюдей. Поэтому творческие личности всегда будут подвергаться агрессии и нападкам. При этом система продолжает петь дифирамбы никитинским играм (хотя семье Никитиных не удалось добиться авторских прав на созданные Б.П. Никитиным игры) и выискивать в методике слабые стороны.

Список книг Б.П. и Л.А. Никитиных опубликованных на русском языке:


- Б. и Л. Никитины «Правы ли мы?», М, Акад.Пед.Наук РСФСР, 1963,
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976,
- Б. Никитин «Развивающие игры», М, Педагогика, 1981.
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение,
- Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994,
- Б. и Л. Никитины «Первый день, первый год», М, Знание, 1978,
- Б. и Л. Никитины «Мы и наши дети», М, Молодая гвардия 1979,
- Б. Никитин, Л. Никитина «Мы, наши дети и внуки», М, Молодая гвардия, 1989,
- Л.А. Никитина «Отчий дом», М., 1982,
- Л.А. Никитина «Я учусь быть мамой», Знание, М, 1983,
- Л.А. Никитина «Мама и детский сад», М, Просвещение, 1990,
- Л.А. Никитина «Исповедь», М, Знание, 1991,
- Б.П. Никитин, Л.А. Никитина «Резервы здоровья наших детей», М, ФиС. 1990,
- Б.П. Никитин «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990,
- Б. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996,
- Б.П. Никитин «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, 2001,
- Б.П. и Л.А. Никитины «Наши уроки», С-Пб, 1992,
- Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова «Родителям XXI века», М., Знание, 1998,
- Б.П. Никитин, тест «Как измерить уровень развития ребенка», М., 1997.

Некоторые из этих книг а также записи из личного архива семьи и письма можно скачать на личном сайте Никитиных.

Комментарии к статье «Методика воспитания и раннего развития Никитиных»

Татьяна Реальные родители
7 февраля 23:55

Вот еще один пример того, как хорошая идея может быть переведена в догму и тем самым испорчена... Как мне кажется, такие вещи (я о системе воспитания Никитиных) - это очень индивидуальная практика. И каждая семья по-хорошему должна бы создать свою собственную методику развития и воспитания, ориентируясь на индивидуальность своих детей. Что-то, несомненно, можно почерпнуть из разных методик, но в итоге должно получиться что-то свое.

Комментировать

Добавить комментарий









жирный  подчеркнуть  курсив  цитата 
* обязательные поля